- КАНАЛЫ РАСПРЕДЕЛЕНИЯ
- каналы товародвижения (di tribution channel ) совокупность предприятий, организаций, отдельных лиц, включенных в процесс доставки продукта от изготовителя конечным потребителям. Участниками К.р. являются оптовые и розничные торговцы, дилеры, дистрибьюторы и другие посредники. В состав каждого канала входит производитель и конечный потребитель. Участники К.р. выполняют следующие функции: сбор и распространение маркетинговой информации; стимулирование сбыта; установление контактов между производителями и потребителями; адаптация продукта к требованиям покупателей (сортировка, сборка, упаковка); транспортировка и хранение товаров; создание рациональных запасов; реклама; финансирование жизнедеятельности канала и т.д. К.р. можно охарактеризовать числом уровней. В любом К.р. циркулируют следующие потоки: физических продуктов, прав собственности на них, платежей, информации, а также используются различные методы продвижения продукта. В каналах сферы услуг циркулируют нематериальные продукты (услуги, идеи, знания). Поскольку участниками К.р. обычно являются независимые организации и предприятия, то между ними не всегда достигается согласие относительно целей и содержания их деятельности, а также вознаграждения за нее. Из-за этого в канале возникают конфликты. Они бывают горизонтальными и вертикальными. Первые возникают между участниками канала одного уровня, например между дилерами, обслуживающими изготовителя. Вторые - между различными уровнями одного канала, например между изготовителем и дилерами. В связи с тем что существует множество сегментов и товарных ниш рынка и К.р., крупные фирмы используют нередко многоканальный маркетинг. Для выбора К.р. осуществляется отбор участников канала, стимулирование и оценка эффективности работы. Для установления долгосрочных контактов с посредниками создается специальное подразделение по работе с ними.
Внешнеэкономический толковый словарь. — М.: ИНФРА–М, Термика. И. П. Фаминский. 2001.